Содержание
1. Пролог или об авторе.
2. Исторические корни
ленинизма.
3. Метод.
А) К чему сводятся требования этого
метода?
4. Теория.
А) Теория пролетарской
революции
Б) Почему Ленин воевал, в таком случае, с идеей
"перманентной (непрерывной) революции"?
1. Диктатура пролетариата.
А)
1)Диктатура пролетариата, как орудие пролетарской революции.
Б) В чём сила свергнутой буржуазии?
В) Диктатура
пролетариата, как господство пролетариата над буржуазией.
Г) Советская власть, как
государственная форма диктатуры пролетариата.
Д) В чём состоит сила Советов в сравнении со старыми формами организации?
Е) В чем состоят характерные черты Советской власти?
2. Крестьянский вопрос.
А) Постановка вопроса.
Б) Вопрос стоит так:
исчерпаны ли уже революционные возможности, таящиеся в недрах
крестьянства, в силу известных условий его существования, или нет, и если не
исчерпаны, есть ли надежда, основание
использовать эти возможности для
пролетарской революции, превратить крестьянство, его эксплуатируемое
большинство, из резерва буржуазии, каким оно было во время буржуазных революций
Запада и каким оно остаётся и теперь, - в резерв пролетариата, в его союзника?
В) Крестьянство во время
буржуазно-демократической революции.
Г) Крестьянство после
укрепления Советской власти.
Д) О чём говорят все эти обстоятельства?
3. Национальный вопрос.
А) Постановка вопроса.
Б) Вопрос стоит так:
исчерпаны ли уже революционные возможности, имеющиеся в недрах
революционно-освободительного движения угнетённых стран, или нет, и если не
исчерпаны, - есть ли надежда, основание использовать эти возможности для
пролетарской революции, превратить зависимые и колониальные страны из резерва
империалистической буржуазии в резерв революционного пролетариата, в союзника последнего?
В) Освободительное движение угнетённых
народов и пролетарская революция.
4. Стратегия и тактика.
А) Стратегия и тактика,
как наука о руководстве классовой борьбой пролетариата.
Б) Этапы революции и
стратегия.
В) Приливы и отливы
движения и тактика.
Г) Стратегическое
руководство.
Д) В чём состоит правильное использование резервов?
Е) Тактическое
руководство.
Ж) Реформизм и
революционизм.
Чем отличается революционная тактика от тактики реформистской?
5. Партия.
А) Партия, как передовой
отряд рабочего класса.
Б) Партия, как
организованный отряд рабочего класса.
В) Партия, как высшая
форма классовой организации пролетариата.
Г) Партия как
орудие диктатуры пролетариата.
Д) Что значит "удержать" и "расширить"
диктатуру?
Е) Партия, как единство
воли, несовместимое с существованием фракций.
Ж) Партия укрепляется
тем, что очищает себя от оппортунистических элементов.
6. Стиль в работе.
7. Эпилог или выводы.
Пролог или об авторе
Не буду говорить о биографии Иосифа Виссарионовича Сталина. Расскажу только о предпосылках написания
им «Основ ленинизма».
Шел апрель 1924 года, недавно умер
Владимир Ильич Ленин, и власть практически
перешла в руки Троцкого и его соратников, противников Ленина, людей, извращавших большевизм,
политику партии и правительства. Многие дияния троцкистов присваивались и
присваиваются большевикам, сталинцам и лично Сталину.
Статья И. Сталина «Об основах ленинизма» была становлением ленинизма
в России плюс своеобразный кратко изложенный план трудов Ленина, первая азбука
для начинающего революционера.
Итак, «Основы ленинизма»
«Что такое ленинизм?»
Ленинизм есть марксизм эпохи
империализма и пролетарской революции. Точнее: ленинизм есть теория и тактика
пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в
особенности
Империализм – «умирающий капитализм».
В. И. Ленин
«Исторические корни ленинизма»
В приведенных ниже противоречиях
доказывается отмирание капитализма как мировой формы правления, как
экономическая и государственная утопия, обреченная на вымирание как заведомо
угнетающая.
ПРОТИВОРЕЧИЯ:
Наиболее важные три.
Первое противоречие - это противоречие между трудом и
капиталом. Империализм есть всесилие монополистических трестов и синдикатов,
банков и финансовой олигархии в промышленных странах. В борьбе с этим всесилием
обычные методы рабочего класса - профсоюзы и кооперативы, парламентские партии
и парламентская борьба - оказались совершенно недостаточными. Либо отдайся на
милость капиталу, прозябай по-старому и опускайся вниз, либо берись за новое
оружие - так ставит вопрос империализм перед миллионными массами пролетариата.
Империализм подводит рабочий класс к революции.
Второе противоречие - это противоречие между различными
финансовыми группами и империалистическими державами в их борьбе за источники
сырья, за чужие территории. Империализм есть вывоз капитала к источникам сырья,
бешеная борьба за монопольное обладание этими источниками, борьба за передел
уже поделённого мира, борьба, ведомая с особенным остервенением со стороны
новых финансовых групп и держав, ищущих "места под солнцем", против
старых групп и держав, цепко держащихся за захваченное. Эта бешеная борьба
между различными группами капиталистов замечательна в том отношении, что она
включает в себя, как неизбежный элемент, империалистические войны, войны за
захваты чужих территорий. Это обстоятельство в свою очередь замечательно в том
отношении, что оно ведёт к взаимному ослаблению империалистов, к ослаблению
позиции капитализма вообще, к приближению момента пролетарской революции, к
практической необходимости этой революции.
Третье противоречие - это противоречие между горстью господствующих
"цивилизованных" наций и сотнями миллионов колониальных и зависимых
народов мира. Империализм есть самая наглая эксплуатация и самое бесчеловечное
угнетение сотен миллионов населения обширнейших колоний и зависимых стран.
Выжимание сверхприбыли - такова цель этой эксплуатации и этого угнетения. Но,
эксплуатируя эти страны, империализм вынужден строить там железные дороги,
фабрики и заводы, промышленные и торговые центры. Появление класса пролетариев,
зарождение местной интеллигенции, пробуждение национального самосознания,
усиление освободительного движения - таковы неизбежные результаты этой
"политики". Усиление революционного движения во всех без исключения
колониях и зависимых странах свидетельствует об этом с очевидностью. Это
обстоятельство важно для пролетариата в том отношении, что оно в корне подрывает
позиции капитализма, превращая колонии и зависимые страны из резервов
империализма в резервы пролетарской революции. практической необходимости этой
революции.
Таковы, в общем, главные
противоречия империализма, превратившие старый "цветущий" капитализм
в капитализм умирающий.
Такова международная обстановка,
породившая ленинизм.
При чём тут Россия, которая ведь
не была и не могла быть классической страной империализма? При чём тут Ленин,
который работал, прежде всего в России и для России? Почему именно Россия
послужила очагом ленинизма? Потому, что Россия была узловым пунктом всех этих
противоречий империализма.
Россия была беременна революцией
более, чем какая-либо другая страна, и только она была в состоянии ввиду этого
разрешить эти противоречия революционным путём. Вот почему интересы царизма и
западного империализма сплетались между собой и сливались, в конце концов, в
единый клубок интересов империализма.
Революция против царизма приближалась,
и должна была перерасти в революцию против империализма, в революцию
пролетарскую.
Между тем, в России подымалась
величайшая народная революция, во главе которой стоял революционнейший в мире
пролетариат, имевший в своём распоряжении такого серьёзного союзника, как
революционное крестьянство России. Нужно ли доказывать, что такая революция не
могла остановиться на полдороге, что она в случае успеха должна была пойти
дальше, подняв знамя восстания против империализма? Вот почему Россия должна
была стать узловым пунктом противоречий империализма.
Могли ли русские коммунисты при таком
положении вещей ограничиться в своей работе узко национальными рамками русской
революции? Конечно, нет! Наоборот, вся обстановка, как внутренняя (глубокий
революционный кризис), так и внешняя (война), толкала их к тому, чтобы выйти в
своей работе за эти рамки, перенести борьбу на международную арену, вскрыть
язвы империализма, доказать неизбежность краха капитализма, разбить
социал-шовинизм и социал-пацифизм, наконец, свергнуть в своей стране капитализм
и выковать для пролетариата новое оружие борьбы, теорию и тактику пролетарской
революции, для того, чтобы облегчить пролетариям всех стран дело свержения
капитализма. Русские коммунисты иначе и не могли действовать, ибо только на
этом пути можно было рассчитывать на известные изменения в международной
обстановке, могущие гарантировать Россию от реставрации буржуазных порядков.
Вот почему Россия стала очагом
ленинизма, а вождь русских коммунистов - Ленин-его творцом.
II
МЕТОД
Сравнительно мирный этап развития
капитализма, период, так сказать, довоенный, когда катастрофические
противоречия империализма не успели еще вскрыться с полной очевидностью, когда
экономические стачки рабочих и профсоюзы развивались более или менее
"нормально", когда избирательная борьба и парламентские фракции
давали "головокружительные" успехи, когда легальные формы борьбы
превозносились до небес и легальностью думали "убить" капитализм, -
словом, когда партии II Интернационала обрастали жиром и не хотели думать
серьёзно о революции, о диктатуре пролетариата, о революционном воспитании
масс.
Необходимо было пересмотреть всю
работу II Интернационала, весь его метод работы, изгнав вон филистерство,
узколобие, политиканство, ренегатство, социал-шовинизм, социал-пацифизм.
Необходимо было проверить весь арсенал II Интернационала, выкинуть всё
заржавленное и ветхое, выковать новые роды оружия. Без такой предварительной
работы нечего было, и отправляться на, войну с капитализмом. Без этого пролетариат
рисковал очутиться перед лицом новых революционных схваток недостаточно
вооружённым или даже просто безоружным.
Эта честь генеральной проверки и
генеральной чистки авгиевых конюшен II Интернационала выпала на долю ленинизма.
Вот в какой обстановке родился и выковался
метод ленинизма.
К чему сводятся требования этого метода?
Во-первых, к проверке
теоретических догм II Интернационала в огне революционной борьбы масс, в огне
живой практики, т. е. к восстановлению нарушенного единства между теорией и
практикой, к ликвидации разрыва между ними, ибо только так можно создать
действительно пролетарскую партию, вооружённую революционной теорией.
Во-вторых, к проверке
политики партий II Интернационала не по их лозунгам и резолюциям (которым
нельзя верить), а по их делам, по их действиям, ибо только так можно завоевать
и заслужить доверие пролетарских масс.
В-третьих, к перестройке
всей партийной работы на новый революционный лад в духе воспитания и подготовки
масс к революционной борьбе, ибо только так можно подготовить массы к
пролетарской революции.
В-четвёртых, к самокритике
пролетарских партий, к обучению и воспитанию их на собственных ошибках, ибо
только так можно воспитать действительные кадры и действительных лидеров
партии.
Таковы основа и сущность метода
ленинизма.
III
ТЕОРИЯ
Теория есть опыт рабочего
движения всех стран, взятый в его общем виде.
Партия идет впереди рабочего класса,
чтобы подымать массы до уровня сознательности, чтобы вести за собой движение.
Теория пролетарской
революции. Ленинская
теория пролетарской революции исходит из трёх основных положений.
Положение первое. Господство финансового капитала в
передовых странах капитализма; эмиссия ценных бумаг, как важнейшая операция
финансового капитала; вывоз капитала к источникам сырья, как одна из основ
империализма; всесилие финансовой олигархии, как результат господства
финансового капитала,- всё это вскрывает грубо паразитический характер
монополистического капитализма, делает во сто раз более чувствительным гнёт
капиталистических трестов и синдикатов, усиливает рост возмущения рабочего
класса против основ капитализма, подводит массы к пролетарской революции, как
единственному спасению.
Отсюда первый вывод: обострение
революционного кризиса внутри капиталистических стран, нарастание элементов
взрыва на внутреннем, пролетарском фронте в "метрополиях".
Положение второе. Усиленный вывоз капитала в колониальные
и зависимые страны; расширение "сфер влияния" и колониальных
владений, вплоть до охвата всего земного шара; превращение капитализма во всемирную
систему финансового порабощения и колониального угнетения горстью
"передовых" стран гигантского большинства населения земли, - всё это,
с одной стороны, превратило отдельные национальные хозяйства и национальные
территории в звенья единой цепи, называемой мировым хозяйством, с другой
стороны - раскололо население земного шара на два лагеря: на горсть
"передовых" капиталистических стран, эксплуатирующих и угнетающих
обширные колониальные и зависимые страны, и на громадное большинство
колониальных и зависимых стран, вынужденных вести борьбу за освобождение от
империалистического гнёта.
Отсюда второй вывод: обострение
революционного кризиса в колониальных странах, нарастание элементов возмущения
против империализма на внешнем, колониальном фронте.
Положение третье. Монопольное владение "сферами
влияния" и колониями; неравномерное развитие капиталистических стран,
ведущее к бешеной борьбе за передел мира между странами, уже захватившими
территории, и странами, желающими получить свою "долю"; империалистические
войны, как единственное средство восстановить нарушенное
"равновесие", - всё это ведёт к усилению третьего фронта, фронта -
междукапиталистичского, ослабляющего империализм и облегчающего объединение
двух первых фронтов против империализма, фронта революционно-пролетарского и
фронта колониально-освободительного.
Отсюда третий вывод:
неотвратимость войн при империализме и неизбежность коалиции пролетарской
революции в Европе с колониальной революцией на Востоке в единый мировой фронт
революции против мирового фронта империализма.
Все эти выводы объединяются у
Ленина в один общий вывод о том, что "империализм есть канун
социалистической революции" (см. т. XIX, стр. 71).
Сообразно с этим меняется и
самый подход к вопросу о пролетарской революции, характере революции, её
объёме, её глубине, меняется схема революции вообще.
Раньше к анализу предпосылок
пролетарской революции подходили обычно с точки зрения экономического состояния
той или иной отдельной страны. Теперь этот подход уже недостаточен. Теперь надо
подходить к делу с точки зрения экономического состояния всех или большинства
стран, с точки зрения состояния мирового хозяйства, ибо отдельные страны и
отдельные национальные хозяйства перестали быть самодовлеющими единицами,
превратились в звенья единой цепи, называемой мировым хозяйством, ибо старый
"культурный" капитализм перерос в империализм, а империализм есть
всемирная система финансового порабощения и колониального угнетения горстью
"передовых" стран гигантского большинства населения земли.
Раньше принято было говорить о
наличии или отсутствии объективных условий пролетарской революции в отдельных
странах, или точнее - в той или иной развитой стране. Теперь эта точка зрения
уже недостаточна.
Теперь нужно говорить о наличии
объективных условий революции во всей системе мирового империалистического
хозяйства, как единого целого, причём наличие в составе этой системы некоторых
стран, недостаточно развитых в промышленном отношении, не может служить непреодолимым
препятствием к революции, если система в целом или, вернее, - так как
система в целом уже созрела для революции.
Теперь нужно говорить о мировой
пролетарской революции, ибо отдельные национальные фронты капитала превратились
в звенья единой цепи, называемой мировым фронтом империализма, которой должен быть
противопоставлен общий фронт революционного движения всех стран.
Где начнётся революция, где
прежде всего может быть прорван фронт капитала, в какой стране?
Там, где больше развита промышленность,
где пролетариат составляет большинство, где больше культурности, где больше
демократии, - отвечали обычно раньше.
Нет, - возражает ленинская
теория революции,- не обязательно там, где промышленность больше развита,
и пр.
Фронт капитала прорвётся там, где цепь
империализма слабее, ибо пролетарская революция есть результат разрыва цепи
мирового империалистического фронта в наиболее слабом её месте, причём может
оказаться, что страна, начавшая революцию, страна, прорвавшая фронт капитала,
является менее развитой в капиталистическом отношении, чем другие, - более
развитые, страны, оставшиеся, однако, в рамках капитализма.
В 1917 году цепь
империалистического мирового фронта оказалась слабее в России, чем в других
странах. Там она и прорвалась, дав выход пролетарской революции. Почему?
Потому, что в России развёртывалась величайшая народная революция, во главе
которой шёл революционный пролетариат, имевший такого серьёзного союзника, как
многомиллионное крестьянство, угнетаемое и эксплуатируемое помещиком. Потому,
что против революции стоял там такой отвратительный представитель империализма,
как царизм, лишённый всякого морального веса и заслуживший общую ненависть
населения. В России цепь оказалась слабее, хотя Россия была менее развита в
капиталистическом отношении, чем, скажем, Франция или Германия, Англия или
Америка.
Почему Ленин воевал, в таком случае, с идеей "перманентной
(непрерывной) революции"?
Потому, что Ленин предлагал увенчать
дело революции переходом власти к пролетариату, между тем как сторонники
"перманентной" революции думали начать дело прямо с власти
пролетариата.
Необходимо только помнить при
этом, что свержение буржуазии может быть с успехом проведено лишь в том случае,
если имеются налицо некоторые, совершенно необходимые, условия, без наличия
которых нечего и думать о взятии власти пролетариатом.
Основной закон революции,
подтверждённый всеми революциями и в частности всеми тремя русскими революциями
в XX веке, состоит вот в чём: для революции недостаточно, чтобы эксплуатируемые
и угнетённые массы сознали невозможность жить по-старому и потребовали изменения;
для революции необходимо, чтобы эксплуататоры не могли жить и управлять
по-старому. Лишь тогда, когда "низы" не хотят старого и когда
"верхи" не могут по-старому, лишь тогда революция, может победить.
Иначе эта истина выражается словами: революция невозможна без
общенационального (и эксплуатируемых и эксплуататоров затрагивающего) кризиса.
Значит, для революции надо,
во-первых, добиться, чтобы большинство рабочих (или во всяком случае
большинство сознательных, мыслящих, политически активных рабочих) вполне поняло
необходимость переворота и готово было идти на смерть ради него; во-вторых,
чтобы правящие классы переживали правительственный кризис, который втягивает в
политику даже самые отсталые массы.., обессиливает правительство и делает
возможным для революционеров быстрое свержение его" (см. т. XXV, стр.222).
Но свергнуть власть буржуазии и
поставить власть пролетариата в одной стране - еще не значит обеспечить полную
победу социализма. Упрочив свою власть и поведя за собой крестьянство,
пролетариат победившей страны может и должен построить социалистическое
общество. Но значит ли это, что он тем самым достигнет полной, окончательной
победы социализма, т. е. значит ли это, что он может силами лишь одной страны
закрепить окончательно социализм и вполне гарантировать страну от интервенции,
а значит, и от реставрации? Нет, не значит. Для этого необходима победа
революции по крайней мере в нескольких странах. Поэтому развитие и поддержка
революции в других странах является существенной задачей победившей революции.
Поэтому революция победившей страны должна рассматривать себя не, как
самодовлеющую величину, а как подспорье, как средство для ускорения победы
пролетариата в других странах.
IV
ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА
1)Диктатура пролетариата, как
орудие пролетарской революции.
Пролетарская революция, её движение, ее
размах, её достижения облекаются в плоть и кровь лишь через диктатуру
пролетариата.
Диктатура пролетариата есть
орудие пролетарской революции, ее орган, ее важнейший опорный пункт, вызванный
к жизни для того, чтобы, во-первых, подавить сопротивление свергнутых
эксплуататоров и закрепить свои достижения, во-вторых, довести до конца
пролетарскую революцию, довести революцию до полной победы социализма. Победить
буржуазию, свергнуть её власть революция сможет и без диктатуры пролетариата.
Но подавить сопротивление буржуазии, сохранить победу и двинуться дальше к
окончательной победе социализма революция уже не в состоянии, если она не
создаст на известной ступени своего развития специального органа в виде
диктатуры пролетариата, в качестве своей основной опоры.
"Вопрос о власти есть коренной вопрос всякой революции"
(Ленин).
Значит ли это, что дело ограничивается тут
взятием власти, её захватом? Нет, не значит. Взятие власти, это - только начало
дела. Буржуазия, свергнутая в одной стране, надолго еще остаётся, в силу многих
причин, сильнее свергнувшего её пролетариата. Поэтому всё дело в том, чтобы
удержать власть, укрепить ее, сделать её непобедимой. Что нужно для того, чтобы
добиться этой цели? Для этого необходимо выполнить, по крайней мере, три
главные задачи, встающие перед диктатурой пролетариата "на другой
день" после победы:
а) Сломить сопротивление свергнутых
и экспроприированных революцией помещиков и капиталистов, ликвидировать все и
всякие их попытки к восстановлению власти капитала;
б) Организовать строительство в
духе сплочения всех трудящихся вокруг пролетариата и повести эту работу в
направлении, подготовляющем ликвидацию, уничтожение классов;
в) Вооружить революцию,
организовать армию революции для борьбы с внешними врагами, для борьбы с
империализмом.
В чём сила свергнутой буржуазии?
Во-первых, "в силе
международного капитала, в силе и прочности международных связей
буржуазии" (см. т. XXV, стр. 173).
Во-вторых, в том, что
"эксплуататоры на долгое время после переворота сохраняют неизбежно ряд
громадных фактических преимуществ: у них остаются деньги (уничтожить деньги
сразу нельзя), кое-какое движимое имущество, часто значительное, остаются
связи, навыки организации и управления, знание всех "тайн" (обычаев,
приёмов, средств, возможностей), управления, остаётся более высокое
образование, близость к технически вые тему (по-буржуазному живущему и мыслящему)
персоналу, остаётся неизмеримо больший навык в военном деле (это очень важно) и
так далее, и так далее" (см. т. XXIII, стр. 354).
В-третьих, "в силе
привычки, в силе мелкого производства. Ибо мелкого производства
осталось еще на свете, к сожалению, очень и очень много, а мелкое производство
рождает капитализм и буржуазию постоянно, ежедневно, ежечасно, стихийно и в
массовом масштабе"... ибо "уничтожить классы значит не только
прогнать помещиков и капиталистов - это мы сравнительно легко сделали, - это
значит также уничтожить мелких товаропроизводителей, а их нельзя прогнать,
их нельзя подавить, с ними надо ужиться, их можно (и должно)
переделать, перевоспитать только очень длительной, медленной, осторожной
организаторской работой" (см. т. XXV, стр. 173 и 189).
Едва ли нужно доказывать, что
выполнить эти задачи в короткий срок, провести всё это в несколько лет - нет
никакой возможности. Поэтому диктатуру пролетариата, переход от капитализма к
коммунизму нужно рассматривать не как мимолётный период в виде ряда
"революционнейших" актов и декретов, а как целую историческую эпоху,
полную гражданских войн и внешних столкновений, упорной организационной работы
и хозяйственного строительства, наступлений и отступлений, побед и поражений.
Эта историческая эпоха необходима не только для того, чтобы создать
хозяйственные и культурные предпосылки полной победы социализма, но и для того,
чтобы дать пролетариату возможность, во-первых - воспитать и закалить себя, как
силу, способную управлять страной, во-вторых - перевоспитать и переделать
мелкобуржуазные слои в направлении, обеспечивающем организацию
социалистического производства.
Диктатура пролетариата, как
господство пролетариата над буржуазией.
Диктатура пролетариата не есть простая смена
лиц в правительстве, смена "кабинета" и пр., с оставлением в
неприкосновенности старых экономических и политических порядков. Макдональды и
Шейдеманы у власти, при оставлении старых буржуазных порядков, их, так сказать,
правительства не могут быть чем-нибудь другим, кроме обслуживающего аппарата в
руках буржуазии, кроме прикрытия язв империализма, кроме орудия в руках
буржуазии против революционного движения угнетённых и эксплуатируемых.
Диктатура пролетариата возникает не на основе
буржуазных порядков, а в ходе их ломки, после свержения буржуазии, в ходе
экспроприации помещиков и капиталистов, входе социализации основных орудий и
средств производства, в ходе насильственной революции пролетариата. Диктатура
пролетариата есть власть революционная, опирающаяся на насилие над буржуазией.
Диктатура пролетариата есть
неограниченное законом и опирающееся на насилие господство пролетариата над
буржуазией, пользующееся сочувствием и поддержкой трудящихся и эксплуатируемых
масс
(Ленин. "Государство и революция").
Первый вывод. Диктатура пролетариата не может быть "полной" демократией,
демократией для всех, и для богатых и для бедных,-диктатура пролетариата
"должна быть государством по-новому демократическим (для*
пролетариев и неимущих вообще) и по-новому диктаторским (против
буржуазии)" (см. т. XXI, стр. 393).
Второй вывод. Диктатура пролетариата не может возникнуть как результат мирного
развития буржуазного общества и буржуазной демократии, - она может возникнуть
лишь в результате слома буржуазной государственной машины, буржуазной армии,
буржуазного чиновничьего аппарата, буржуазной полиции
Советская власть, как
государственная форма диктатуры пролетариата.
Победа диктатуры пролетариата означает
подавление буржуазии, слом буржуазной государственной машины, замену буржуазной
демократии демократией пролетарской.
В чём состоит сила Советов в сравнении со старыми формами организации?
В том, что Советы являются
наиболее всеобъемлющими массовыми организациями пролетариата, ибо они и
только они охватывают всех без исключения рабочих.
В том, что Советы являются
единственными массовыми организациями, которые объединяют всех угнетённых и
эксплуатируемых, рабочих и крестьян, солдат и матросов, и где политическое
руководство борьбой масс со стороны авангарда масс, со стороны пролетариата,
может быть осуществляемо ввиду этого наиболее легко и наиболее полно.
В том, что Советы являются
наиболее мощными органами революционной борьбы масс, политических
выступлений масс, восстания масс, органами, способными сломить всесилие
финансового капитала и его политических придатков.
В том, что Советы являются
непосредственными организациями самих масс, то есть наиболее
демократическими и, значит, наиболее авторитетными организациями масс,
максимально облегчающими им участи") в устройстве нового государства и в
управлении последним и максимально развязывающими революционную энергию,
инициативу, творческие способности масс в борьбе за разрушение старого уклада,
в борьбе 41 новый, пролетарский уклад.
Советская власть есть объединение
и оформление местных Советов в одну общую государственную организацию, в
государственную организацию пролетариата, как авангарда угнетённых и
эксплуатируемых масс и как господствующего класса, - объединение в Республику
Советов.
В чем состоят характерные черты Советской власти?
1)В том, что Советская власть
является наиболее массовой и наиболее демократической государственной
организацией из всех возможных государственных организаций в условиях
существования классов, ибо она, будучи ареной смычки и сотрудничества рабочих и
эксплуатируемых крестьян в борьбе против эксплуататоров и опираясь в своей
работе на эту смычку и на это сотрудничество, является тем самым властью большинства
населения над меньшинством, государством этого большинства, выражением его
диктатуры.
2)В том, что Советская власть
является наиболее интернационалистской из всех государственных организаций
классового общества, ибо она, разрушая всякий национальный гнёт и опираясь на
сотрудничество трудящихся масс различных национальностей, облегчает тем самым
объединение этих масс в едином государственном союзе.
3)В том, что Советская власть,
по самой своей структуре, облегчает дело руководства угнетёнными и
эксплуатируемыми массами со стороны авангарда этих масс, со стороны
пролетариата, как наиболее сплочённого и наиболее сознательного ядра Советов.
1)Советская власть, объединяя
законодательную и исполни - тельную власти в единой организации государства и
заменяя территориальные выборные округа производственными единицами, заводами и
фабриками, - непосредственно связывает рабочие и вообще трудящиеся массы с
аппаратами государственного управления, учит их управлению страной.
2)Советская власть, объединяя
законодательную и исполнительную власти в единой организации государства и
заменяя территориальные выборные округа производственными единицами, заводами и
фабриками, - непосредственно связывает рабочие и вообще трудящиеся массы с аппаратами
государственного управления, учит их управлению страной.
3)Советская власть способна
избавить армию от подчинения буржуазному командованию и превратить её из орудия
угнетения народа, каким она является при буржуазных порядках, в орудие
освобождения народа от ига буржуазии, своей и чужой.
Только советская организация
государства в состоянии действительно разбить сразу и разрушить окончательно
старый, т. е. буржуазный, чиновничий и судейский аппарат"
Только советская форма
государства, привлекающая массовые организации трудящихся и эксплуатируемых к
постоянному и безусловному участию в государственном управлении, способна
подготовить то отмирание государственности, которое является одним из основных
элементов будущего безгосударственного, коммунистического общества.
Республика Советов является,
таким образом, той искомой и найденной, наконец, политической формой, в рамках
которой должно быть совершено экономическое освобождение пролетариата, полная
победа социализма.
V
КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС
Постановка вопроса.
Известно, что серьёзная разработка крестьянского
вопроса в рядах русских марксистов началась именно накануне первой революции
(1905 г.), когда вопрос о свержении царизма и проведении гегемонии пролетариата
предстал перед партией во весь свой рост, а вопрос о союзнике пролетариата в
предстоящей буржуазной революции принял животрепещущий характер. Известно
также, что крестьянский вопрос в России принял ещё более актуальный характер во
время пролетарской революции, когда вопрос о диктатуре пролетариата, об её
завоевании и удержании привёл к вопросу о союзниках пролетариата в предстоящей
пролетарской революции. Оно и понятно: кто идёт и готовится к власти, тот не
может не интересоваться вопросом о своих действительных союзниках.
В этом смысле крестьянский
вопрос является частью общего вопроса о диктатуре пролетариата и, как таковой,
представляет один из самых животрепещущих вопросов ленинизма.
Вопрос стоит так:
исчерпаны ли уже революционные возможности, таящиеся в недрах
крестьянства, в силу известных условий его существования, или нет, и если не
исчерпаны, есть ли надежда, основание
использовать эти возможности для
пролетарской революции, превратить крестьянство, его эксплуатируемое
большинство, из резерва буржуазии, каким оно было во время буржуазных революций
Запада и каким оно остаётся и теперь, - в резерв пролетариата, в его союзника?
Ленинизм отвечает на этот вопрос
положительно, т.е. в духе признания в рядах большинства крестьянства
революционных способностей и в духе возможности их использования в интересах
пролетарской диктатуры.
История трех революций в России
целиком подтверждает выводы ленинизма на этот счёт.
Отсюда практический вывод о
поддержке трудящихся масс крестьянства в их борьбе против кабалы и
эксплуатации, в их борьбе за избавление от гнёта и нищеты. Это не значит,
конечно, что пролетариат должен поддерживать всякое крестьянское
движение. Речь идёт здесь о поддержке такого движения и такой борьбы
крестьянства, которые облегчают прямо или косвенно освободительное движение
пролетариата, которые льют воду так или иначе на мельницу пролетарской
революции, которые способствуют превращению крестьянства в резерв и союзника
рабочего класса.
Так сложился союз рабочих и
крестьян в буржуазно-демократической революции. Так сложилась гегемония
(руководство) пролетариата в общей борьбе за свержение царизма, гегемония,
приведшая к февральской революции 1917 года.
Крестьянство во время
буржуазно-демократической революции.
В России, наоборот, буржуазная
революция дала прямо противоположные результаты. Революция в России привела не
к усилению, а к ослаблению буржуазии, как политической силы, не к умножению её
политических резервов, а к потере ею основного резерва, к потере крестьянства.
Буржуазная революция в России выдвинула на первый план не либеральную
буржуазию, а революционный пролетариат, сплотив вокруг него многомиллионное
крестьянство.
Крестьянство после укрепления
Советской власти.
Усилить и развить
национализированную индустрию; связать для этого индустрию с крестьянским
хозяйством через торговлю, регулируемую государством; заменить продразвёрстку
продналогом с тем, чтобы потом, постепенно уменьшая размеры продналога, свести
дело к обмену изделий индустрии на продукты крестьянского хозяйства; оживить торговлю
и развить кооперацию, вовлекая в эту последнюю миллионы крестьянства, - вот как
рисовал Ленин
Во-первых. Нельзя смешивать крестьянство Советского
Союза с крестьянством Запада. Крестьянство, прошедшее школу трёх революций, боровшееся
против царя и буржуазной власти вместе с пролетариатом и во главе с
пролетариатом, крестьянство, получившее землю и мир из рук пролетарской
революции и ставшее ввиду этого резервом пролетариата, - это крестьянство не
может не отличаться от крестьянства, боровшегося во время буржуазной революции
во главе с либеральной буржуазией, получившего землю из рук этой буржуазии и
ставшего ввиду этого резервом буржуазии.
Скептики твердят о мелких
крестьянах, как о факторе, несовместимом с социалистическим строительством
"Мы решительно стоим на стороне мелкого крестьянина; мы будем делать всё
возможное, чтобы ему было сноснее жить, чтобы облегчить ему переход к
товариществу в случае, если он на это решится; в том же случае, если он еще не
будет в состоянии принять это решение, мы постараемся предоставить ему возможно
больше времени подумать об этом на своём клочке. Мы будем поступать так не
только потому, что считаем возможным переход на нашу сторону самостоятельно
работающего мелкого крестьянина, но также и из непосредственных партийных
интересов.
Чем больше будет число крестьян,
которым мы не дадим спуститься до пролетариев и которых мы привлечём на свою
сторону еще крестьянами, тем быстрее и легче совершится общественное
преобразование. Нам было бы бесполезно ожидать с этим преобразованием того
времени, когда капиталистическое производство повсюду разовьётся до своих
крайних последствий, когда и последний мелкий ремесленник и последний мелкий
крестьянин падут жертвами крупного капиталистического производства.
Материальные жертвы, которые придётся принести в этом смысле в интересах
крестьян из общественных средств, с точки зрения капиталистической экономики
могут показаться выброшенными деньгами, а, между тем, это прекрасное
употребление капитала, потому что они сберегут, может быть, в десять раз
большие суммы при расходах на общественное преобразование в его целом. В этом
смысле мы можем, следовательно, быть очень щедрыми по отношению к
крестьянам"
Во-вторых. Нельзя смешивать сельское хозяйство
России с сельским хозяйством Запада
У нас развитие сельского
хозяйства не может пойти по такому пути хотя бы потому, что наличие Советской
власти и национализация основных орудий и средств производства не допускают
такого развития.
В России развитие сельского
хозяйства должно пойти по другому пути, по пути кооперирования миллионов
мелкого и среднего крестьянства, по пути развития в деревне массовой
кооперации, поддерживаемой государством в порядке льготного кредитования. Ленин
правильно указал в статьях о кооперации, что развитие сельского хозяйства у нас
должно пойти по новому пути, по пути вовлечения большинства крестьян в социалистическое
строительство через кооперацию, по пути постепенного внедрения в сельское
хозяйство начал коллективизма сначала в области сбыта, а потом - в области
производства продуктов сельского хозяйства.
Крайне интересны в этом
отношении некоторые новые явления в деревне в связи с работой
сельскохозяйственной кооперации. Известно, что внутри Сельскосоюза народились
новые крупные организации по отраслям сельского хозяйства, - по льну,
картофелю, маслу и пр., имеющие большую будущность. Из них, например, Льноцентр
объединяет целую сеть производственных товариществ крестьян-льноводов.
Льноцентр занимается тем, что снабжает крестьян семенами и орудиями производства,
потом у тех же крестьян покупает всю продукцию льна, сбывает её в массовом
масштабе на рынок; обеспечивает крестьянам участие в прибылях и, таким образом,
связывает крестьянское хозяйство через Сельскосоюз с государственной
промышленностью.
О чём говорят все эти обстоятельства?
1)О том, что скептики не правы.
2)О том, что прав ленинизм,
рассматривающий трудящиеся массы крестьянства, как резерв пролетариата.
3)О том, что стоящий у власти
пролетариат может и должен использовать этот резерв для того, чтобы сомкнуть
индустрию с сельским хозяйством, поднять социалистическое строительство и
подвести под диктатуру пролетариата тот необходимый фундамент, без которого
невозможен переход к социалистической экономике.
VI
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Постановка вопроса.
Ленинизм расширил понятие
самоопределения, истолковав его как право угнетённых народов зависимых стран и
колоний на полное отделение, как право наций на самостоятельное государство.
Вопрос стоит так:
исчерпаны ли уже революционные возможности, имеющиеся в недрах
революционно-освободительного движения угнетённых стран, или нет, и если не
исчерпаны, - есть ли надежда, основание использовать эти возможности для
пролетарской революции, превратить зависимые и колониальные страны из резерва империалистической
буржуазии в резерв революционного пролетариата, в союзника последнего?
Ленинизм отвечает на этот вопрос
положительно, т. е. в духе признания в недрах национально-освободительного
движения угнетённых стран революционных способностей и в духе возможности их
использования в интересах свержения общего врага, в интересах свержения
империализма. Механика развития империализма, империалистическая война и революция
в России целиком подтверждают выводы ленинизма на этот счет.
Отсюда необходимость поддержки,
решительной и активной поддержки со стороны пролетариата "державных"
наций национально-освободительного движения угнетённых и зависимых народов.
Ленин прав, говоря, что
национальное движение угнетённых стран нужно расценивать не с точки зрения
формальной демократии, а с точки зрения фактических результатов в общем балансе
борьбы против империализма, то есть "не изолированно, а в мировом
масштабе" (см. т. XIX, стр. 257).
Освободительное движение
угнетённых народов и пролетарская революция.
а) мир разделён на два лагеря:
на лагерь горстки цивилизованных наций, обладающих финансовым капиталом и
эксплуатирующих громадное большинство населения земного шара, и лагерь
угнетённых и эксплуатируемых народов колоний и зависимых стран, составляющих
это большинство;
б) колонии и зависимые страны,
угнетаемые и эксплуатируемые финансовым капиталом, составляют величайший резерв
и серьёзнейший источник сил империализма;
в) революционная борьба
угнетённых народов зависимых' и колониальных стран против империализма является
единственным путём их освобождения от гнёта и эксплуатации;
г) важнейшие колониальные и
зависимые страны уже вступили на путь национально-освободительного движения,
которое не может не привести к кризису всемирного капитализма;
д) интересы пролетарского
движения в развитых странах и национально-освободительного движения в колониях
требуют соединения этих двух видов революционного движения в общий фронт против
общего врага, против империализма;
е) победа рабочего класса в
развитых странах и освобождение угнетённых народов от ига империализма
невозможны без образования и укрепления общего революционного фронта;
ж) образование общего
революционного фронта невозможно без прямой и решительной поддержки со стороны
пролетариата угнетающих наций освободительного движения угнетённых народов
против "отечественного" империализма, ибо "не может быть
свободен народ, угнетающий другие народы" (Энгельс);
з) поддержка эта означает
отстаивание, защиту, проведение в жизнь лозунга - право наций на отделение, на
самостоятельное государственное существование;
и) без проведения этого лозунга
невозможно наладить объединение и сотрудничество наций в едином мировом
хозяйстве, составляющем материальную базу победы всемирного социализма;
к) объединение это может быть
лишь добровольным, возникшим на основе взаимного доверия и братских
взаимоотношений народов.
Отсюда две стороны, две
тенденции в национальном вопросе: тенденция к политическому освобождению от
империалистических уз и к образованию самостоятельного национального
государства, возникшая на основе империалистического гнёта и колониальной
эксплуатации, и тенденция к хозяйственному сближению наций, возникшая в связи с
образованием мирового рынка и мирового хозяйства.
Без такой борьбы немыслимо
воспитание рабочего класса господствующих наций в духе действительного
интернационализма, в духе сближения с трудящимися массами зависимых стран и
колоний, в духе действительной подготовки пролетарской революции. Революция в
России не победила бы, и Колчак с Деникиным не были бы разбиты, если бы русский
пролетариат не имел сочувствия и поддержки со стороны угнетённых народов бывшей
Российской империи. Но для того, чтобы завоевать сочувствие и поддержку этих
народов, он должен был, прежде всего, разбить цепи русского империализма и
освободить эти народы от национального гнёта.
Без этого невозможно было бы
упрочить Советскую власть, насадить действительный интернационализм и создать
ту замечательную организацию сотрудничества народов, которая называется Союзом
Советских Социалистических Республик и которая является живым прообразом будущего
объединения народов в едином мировом хозяйстве.
Без такой борьбы немыслимо
отстоять самостоятельную политику пролетариата угнетённых наций и его классовую
солидарность с пролетариатом господствующих стран в борьбе за свержение общего
врага, в борьбе за свержение империализма.
Без такой борьбы
интернационализм был бы невозможен.
VII
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА
Стратегия и тактика, как
наука о руководстве классовой борьбой пролетариата.
Задача сводилась к тому, чтобы
использовать все пути легального развития для формирования и обучения
пролетарских армий, использовать парламентаризм применительно к условиям, при
которых пролетариат оставался и должен был, как казалось, остаться в положении
оппозиции. Едва ли нужно доказывать, что в такой период и при таком понимании
задач пролетариата не могло быть ни цельной стратегии, ни разработанной
тактики. Были обрывки, отдельные мысли о тактике и стратегии, но тактики и
стратегии не было.
Он переоценивал значение этих форм,
считая их чуть ли не единственными, а когда настал период открытых революционных
схваток и вопрос о внепарламентских формах борьбы стал на первую очередь
Стратегия и тактика ленинизма
есть наука о руководстве революционной борьбой пролетариата
Этапы революции и стратегия.
Стратегия имеет дело с основными
силами революции и их резервами. Она меняется в связи с переходом революции от
одного этапа к другому, оставаясь в основном без изменений за весь период
данного этапа.
Приливы и отливы движения и
тактика.
Тактика есть определение линии
доведения пролетариата за сравнительно короткий период прилива или отлива
движения, подъема или упадка революции, борьба за проведение этой линии путем
смены старых форм борьбы и организации новыми, старых лозунгов новыми, путём
сочетания этих форм
Тактика меняется в зависимости
от приливов и отливов.
Тактика имеет дело с формами борьбы и формами
организации пролетариата, с их сменой, их сочетанием. На основе данного этапа
революции тактика может меняться несколько раз, в зависимости от приливов или
отливов, от подъёма или упадка революции.
Стратегическое руководство.
Резервы революции бывают:
прямые:
а) крестьянство и вообще
переходные слои своей страны.
б) пролетариат соседних стран.
в) революционное движение в
колониях и зависимых странах.
г) завоевания и приобретения
диктатура пролетариата, - от части которых пролетариат может временно
отказаться, оставив за собой перевес сил, с тем, чтобы подкупить сильного
противника и получить передышку.
косвенные: а) противоречия и конфликты между
непролетарскими классами своей страны, могущие быть использованными
пролетариатом для ослабления противника, для усиления своих резервов.
б) противоречия, конфликты и
войны (например, империалистическая война) между враждебными пролетарскому
государству буржуазными государствами, могущие быть использованными
пролетариатом при своем наступлении или при маневрировании в случае
вынужденного отступления.
В чём состоит правильное использование резервов?
1)Сосредоточение главных сил
революции в решающий момент на наиболее уязвимом для противника пункте, когда
революция уже назрела, когда наступление идёт на всех парах, когда восстание
стучится в дверь и когда подтягивание резервов к авангарду является решающим
условием успеха.
2)Выбор момента решающего удара,
момента открытия восстания, рассчитанный на то, что кризис дошёл до высшей
точки, что готовность авангарда биться до конца, готовность резерва поддержать
авангард и максимальная растерянность в рядах противника - имеются уже налицо.
3)Неуклонное проведение уже
принятого курса через все и всякие затруднения и осложнения на пути к цели,
необходимое для того, чтобы авангард не терял из виду основной цели борьбы, а
массы не сбивались с пути, идя к этой цели и стараясь сплачиваться вокруг
авангарда.
Нарушение этого условия ведёт к громадной
ошибке, хорошо известной морякам под именем "потери курса".
Маневрирование резервами, рассчитанное на
правильное отступление, когда враг силен, когда отступление неизбежно, когда
принять бой, навязываемый противником, заведомо невыгодно, когда отступление становится
при данном соотношении сил единственным средством вывести авангард из-под удара
и сохранить за ним резервы.
Тактическое руководство.
Тактическое руководство есть
часть стратегического руководства, подчинённая задачам и требованиям последнего.
Задача тактического руководства состоит в том, чтобы овладеть всеми формами
борьбы и организации пролетариата и обеспечить правильное их использование для
того, чтобы добиться максимума результатов при данном соотношении сил,
необходимого для подготовки стратегического успеха.
Во-первых. Выдвижение на первый план тех именно
форм борьбы и организации, которые, более всего соответствуя условиям данного
прилива или отлива движения, способны облегчить и обеспечить подвод масс к революционным
позициям, подвод миллионных масс к фронту революции, их размещение на фронте
революции.
Дело идёт не о том, чтобы
авангард сознал невозможность сохранения старых порядков и неизбежность их
ниспровержения. Дело идёт о том, чтобы массы, миллионные массы поняли эту
неизбежность и проявили готовность поддержать авангард. Но понять это могут
массы лишь путём собственного опыта. Дать миллионным массам возможность
распознать на своём собственном опыте неизбежность свержения старой власти,
выдвинуть такие способы борьбы и такие формы организации, которые бы облегчили
массам на опыте распознать правильность революционных лозунгов, - в этом
задача.
Авангард оторвался бы от
рабочего класса, а рабочий класс утерял бы связи с массами, если бы партия не
решила в своё время принять участие в Думе, если бы она не решила сосредоточить
силы на думской работе и развернуть борьбу на основе этой работы с тем, чтобы
облегчить массам на собственном опыте распознать никчёмность Думы, лживость
кадетских обещаний, невозможность соглашения с царизмом, неизбежность союза
крестьянства с рабочим классом. Без опыта масс в период Думы разоблачение
кадетов и гегемония пролетариата были бы невозможны.
Опасность тактики отзовизма
состояла в том, что она грозила отрывом авангарда от его миллионных резервов.
Опасность тактики
"левых" коммунистов состояла в том, что она грозила превратить партию
из вождя пролетарской революции в кучку пустых и беспочвенных заговорщиков.
Нахождение в каждый данный момент
того особого звена в цепи процессов, ухватившись за которое можно будет
удержать всю цепь и подготовить условия для достижения стратегического успеха
Выделить из ряда задач, стоящих
перед партией, ту именно очередную задачу, разрешение которой является
центральным пунктом и проведение которой обеспечивает успешное разрешение
остальных очередных задач пролетариата.
Реформизм и революционизм.
Чем отличается революционная тактика от тактики реформистской?
Большевики знают не меньше, чем
всякий другой, что в известном смысле "всякое даяние благо", что при
известных условиях реформы вообще, компромиссы и соглашения в частности -
необходимы и полезны.
Для революционера же, наоборот, главное -
революционная работа, а не реформа, - для него реформа есть побочный продукт
революции.
Революционер приемлет реформу
для того, чтобы использовать её, как зацепку для сочетания легальной работы с
работой нелегальной, для того, чтобы использовать её, как прикрытие для
усиления нелегальной работы на предмет революционной подготовки масс к
свержению буржуазии.
Дело меняется при диктатуре
пролета. При известных условиях, при известной обстановке пролетарская власть
может оказаться вынужденной сойти временно с пути революционной перестройки
существующих порядков на путь постепенного их преобразования, "на путь
реформистский".
Следует помнить, что реформа
исходит в данном случае от пролетарской власти, что она укрепляет пролетарскую
власть, что она даёт ей необходимую передышку, что она призвана разложить не
революцию, а непролетарские классы.
Таким образом, если раньше, при
буржуазной власти, реформы являлись побочным продуктом революции, то теперь,
при диктатуре пролетариата, источником реформ являются революционные завоевания
пролетариата, накопившийся резерв в руках пролетариата, состоящий из этих
завоеваний.
VIII
ПАРТИЯ
Партии II Интернационала
представляли в рабочем движении господствующую силу, а парламентские формы
борьбы считались основными формами, - в этих условиях партия не имела и не
могла иметь того серьёзного и решающего значения, которое она приобрела потом в условиях
открытых революционных схваток.
Партии II Интернационала непригодны для
революционной борьбы пролетариата, что они являются не боевыми партиями
пролетариата, ведущими рабочих к власти, а избирательным аппаратом, приспособленным к парламентским выборам и
парламентской борьбе. Этим, и объясняется, что в период господства
оппортунистов II Интернационала основной политической организацией пролетариата
являлась не партия, а парламентская фракция Оставаться с такими задачами на плечах при старых партиях во главе -
значит оказаться в состоянии полного разоружения.
Партия, как передовой отряд
рабочего класса.
Партия должна быть вооружена
революционно теорией, знанием законов движения, знанием закона революции. Без
этого она не в силах руководить борьбой пролетариата, вести за собой
пролетариат.
Партия не может быть
действительной партией, если она ограничивается регистрированием того, что
переживает и думает масса рабочего класса, если она тащится в хвосте за
стихийным движением, если она не умеет преодолеть косность и политическое
безразличие стихийного движения, если она не умеет подняться выше минутных
интересов пролетариата, если она не умеет поднимать массы до уровня понимания
классовых интересов пролетариата.
Партия должна стоять впереди
рабочего класса, она должна видеть дальше рабочего класса она должна вести за
собой пролетариат, а не тащиться в хвосте за стихийностью. Партии II Интернационала проповедующие "хвостизм",
являются проводникам буржуазной политики, обрекающей пролетариат на роль орудия
в руках буржуазии.
Только партия, ставшая на точку
зрения передового отряда пролетариат и способная поднимать массы до уровня
понимания классовых интересов пролетариата, - только такая партия способна совлечь
рабочий класс с пути тред-юнионизма и превратить его в самостоятельную политическую
силу.
Партия есть политический вождь
рабочего класса.
Но партия не может быть только
передовым отрядом. Она должна быть вместе с тем отрядом класса, частью
класса, тесно связанной с ним всеми корнями своего существования.
Но партия перестала бы быть партией, если
бы это различие превратилось в разрыв, если бы она замкнулась в себе и
оторвалась от беспартийных масс. Партия не может руководить классом, если она
не связана с беспартийными массами, если нет смычки между партией и
беспартийными массами, если эти массы не приемлют её руководства, если партия
не пользуется в массах моральным и политическим кредитом.
Без этих неуловимых моральных
нитей, связывающих партию с беспартийными массами, партия не могла бы стать
решающей силой своего класса.
Партия, как организованный
отряд рабочего класса.
Партия не есть только передовой отряд рабочего класса. Если она хочет
действительно руководить борьбой класса, она должна быть вместе с тем
организованным отрядом своего класса.
Но партия не есть только
сумма партийных организаций. Партия есть, вместе с тем, единая система этих
организаций, их формальное объединение в единое целое, с высшими и низшими
органами руководства, с подчинением меньшинства большинству, с практическими
решениями, обязательными для всех членов партии. Без этих условий партия не в состоянии
быть единым организованным целым, способным осуществить планомерное и
организованное руководство борьбой рабочего класса.
Партия, как высшая форма
классовой организации пролетариата.
Партия есть организованный отряд
рабочего класса. Но партия не является единственной организацией рабочего
класса.
Партия имеет для этого все
данные, потому, во-первых, что партия есть сборный пункт лучших элементов
рабочего класса, имеющих прямые связи с беспартийными организациями
пролетариата и очень часто руководящих ими; потому, во-вторых, что партия, как
сборный пункт лучших людей рабочего класса, является лучшей школой выработки
лидеров рабочего класса, способных руководить всеми формами организации своего
класса; потому, в-третьих, что партия, как лучшая школа лидеров рабочего
класса, является по своему опыту и авторитету единственной организацией,
способной централизовать руководство борьбой пролетариата и превратить, таким
образом, все и всякие беспартийные организации рабочего класса в обслуживающие
органы и приводные ремни, соединяющие её с классом.
Партия есть высшая форма
классовой организации пролетариата.
Это не значит, конечно, что
беспартийные организации, профсоюзы, кооперативы и т. д., должны быть формально
подчинены партийному руководству. Дело идёт лишь о том, чтобы члены партии,
входящие в состав этих организаций, как люди, несомненно, влиятельные, принимали
все меры убеждения к тому, чтобы беспартийные организации сближались в своей
работе с партией пролетариата и добровольно принимали её политическое
руководство.
Партия как орудие диктатуры пролетариата.
Партия есть высшая форма
организации пролетариата. Партия является основным руководящим началом внутри
класса пролетариев и среди организаций этого класса. Но из этого вовсе не
следует, что партию можно рассматривать как самоцель, как самодовлеющую силу.
Партия есть не только высшая форма классового - объединения пролетариев, - она
есть вместе с тем орудие в руках пролетариата для завоевания
диктатуры, когда она еще не завоёвана, для укрепления и расширения
диктатуры, когда она уже завоёвана. Партия не могла бы подняться так высоко в
своём значении, и она не могла бы покрыть собой все остальные формы организации
пролетариата, если бы пролетариат не стоял перед вопросом о власти, если бы
условия империализма, неизбежность войн, наличие кризиса не требовали
концентрации всех сил пролетариата в одном пункте, сосредоточения всех нитей
революционного движения в одном месте для того, чтобы свергнуть буржуазию и
завоевать диктатуру пролетариата. Партия нужна пролетариату прежде всего как
свои боевой штаб, необходимый для успешного захвата власти.
Партия нужна пролетариату не
только для завоевания диктатуры, она ещё больше нужна ему для того, чтобы
удержать диктатуру, укрепить и расширить её в интересах полной победы
социализма.
Что значит "удержать" и "расширить"
диктатуру?
Это значит - внести в миллионные массы
пролетариев дух дисциплины и организованности; это значит - создать в
пролетарских массах скрепу и оплот против разъедающих влияний мелкобуржуазной
стихии и мелкобуржуазных привычек; это значит - подкрепить организаторскую работу
пролетариев по перевоспитанию и переделке мелкобуржуазных слоев; это значит -
помочь пролетарским массам воспитать себя, как силу, способную уничтожить
классы и подготовить условия для организации социалистического производства. Но
проделать всё это невозможно без партии, сильной своей сплочённостью и
дисциплиной.
Партия нужна пролетариату для
того, чтобы завоевать и удержать диктатуру. Партия есть орудие диктатуры
пролетариата.
Но из этого следует, что с
исчезновением классов, с отмиранием диктатуры пролетариата должна отмереть и
партия.
Партия, как единство воли,
несовместимое с существованием фракций.
Завоевание и удержание диктатуры
пролетариата невозможно без партии, сильной своей сплочённостью и железной
дисциплиной. Но железная дисциплина в партии немыслима без единства воли, без
полного и безусловного единства действия всех членов партии. Это не значит, конечно,
что тем самым исключается возможность борьбы мнений внутри партии. Наоборот,
железная дисциплина не исключает, а предполагает критику и борьбу мнений внутри
партии. Это, тем более, не значит, что дисциплина должна быть
"слепой". Наоборот, железная дисциплина не исключает, а предполагает
сознательность и добровольность подчинения, ибо только сознательная дисциплина
может быть действительно железной дисциплиной. Но после того, как борьба мнений
кончена, критика исчерпана и решение принято, единство воли и единство действия
всех членов партии является тем необходимым условием, без которого немыслимы ни
единая партия, ни железная дисциплина в партии.
Существование фракций
несовместимо ни с единством партии, ни с ее железной дисциплиной. Едва ли нужно
доказывать, что наличие фракций ведет к существованию нескольких центров,
существование же нескольких центров означает отсутствие общего центра в партии,
разбивку единой воли, ослабление и разложение дисциплины, ослабление и разложение
диктатуры
Партия есть единство воли,
исключающее всякую фракционность и разбивку власти в партии.
Партия укрепляется тем, что
очищает себя от оппортунистических элементов.
Источником фракционности в
партии являются ее оппортунистические элементы. Все эти мелкобуржуазные группы
проникают так или иначе в партию, внося туда дух колебания оппортунизма, дух разложения и неуверенности.
Они, главным образом, и являются источником фракционности и распада, источником
дезорганизации и взрыва партии изнутри. Если нашей партии удалось создать в
себе внутреннее единство и небывалую сплоченность своих рядов, то это, прежде
всего, потому, что она сумела вовремя очиститься от скверны оппортунизма, она
сумела изгнать вон из партии ликвидаторов и меньшевиков. Путь развития и укрепления
пролетарских партий проходит через их очищение от оппортунистов и реформистов,
социал-империалистов и социал-шовинистов, социал-патриотов и социал-пацифистов.
Партия укрепляется тем, что
очищает себя от оппортунистических элементов.
IX
СТИЛЬ В РАБОТЕ
Речь идёт не о литературном
стиле. Я имею в виду стиль в работе, то особенное и своеобразное в практике
ленинизма, которое создаёт особый тип ленинца-работника. Ленинизм есть теоретическая
и практическая школа, вырабатывающая особый тип партийного и государственного
работника, создающая особый, ленинский стиль в работе.
В чём состоят характерные черты
этого стиля? Каковы его особенности?
Этих особенностей две:
а) русский революционный размах
и
б) американская деловитость.
Стиль ленинизма состоит в
соединении этих двух особенностей в партийной и государственной работе.
Русский революционный размах
является противоядием против косности, рутины, консерватизма, застоя мысли,
рабского отношения к дедовским традициям. Русский революционный размах - это та
живительная сила, которая будит мысль, двигает вперёд, ломает прошлое, даёт перспективу.
Без него невозможно никакое движение вперёд.
Но русский революционный размах
имеет все шансы выродиться на практике в пустую "революционную"
маниловщину, если не соединить его с американской деловитостью в работе.
Примеров такого вырождения - хоть отбавляй. Кому не известна болезнь
"революционного" сочинительства и "революционного"
планотворчества, имеющая своим источником веру в силу декрета, могущего всё
устроить и всё переделать? Один из русских писателей, И. Эренбург, изобразил в
рассказе "Ускомчел" (Усовершенствованный коммунистический человек)
тип одержимого этой болезнью "большевика", который задался целью
набросать схему идеально усовершенствованного человека и... "утоп" в
этой "работе". В рассказе имеется большое преувеличение, но что он
верно схватывает болезнь-это несомненно. Но никто, кажется, не издевался над такими
больными так зло и беспощадно, как Ленин. "Коммунистическое чванство"
- так третировал он эту болезненную веру в сочинительство и декретотворчество.
"Коммунистическое
чванство- значит то,-говорит Ленин,- что человек, состоя в коммунистической
партии и не будучи еще оттуда вычищен, воображает, что все задачи свои он может
решить коммунистическим декретированием" (см. т. XXVII, стр.50-51).
"Революционному"
пустозвонству Ленин обычно противопоставлял простые и будничные дела,
подчёркивая этим, что "революционное" сочинительство противно и духу,
и букве подлинного ленинизма.
"Поменьше пышных фраз, -
говорит Ленин, - побольнее простого, будничного, дела...".
"Поменьше политической
трескотни, побольше внимания самым простым, но живым... фактам
коммунистического строительства..." (см. т. XXIV, стр. 343 и 335).
Американская деловитость
является, наоборот, противоядием против "революционной" маниловщины и
фантастического сочинительства. Американская деловитость - это та неукротимая
сила, которая не знает и не признаёт преград, которая размывает своей деловитой
настойчивостью все и всякие препятствия, которая не может не довести до конца
раз начатое дело, если это даже небольшое дело, и без которой немыслима
серьёзная строительная работа.
Но американская деловитость
имеет все шансы выродиться в узкое и беспринципное делячество, если её не
соединить с русским революционным размахом. Кому не известна болезнь узкого
практицизма и беспринципного делячества, приводящего нередко некоторых
"большевиков" к перерождению и к отходу их от дела революции? Эта
своеобразная болезнь получила своё отражение в рассказе Б. Пильняка "Голый
год", где изображены типы русских "большевиков", полных воли и
практической решимости, "фукцирующих" весьма "энергично",
но лишённых перспективы, не знающих "что к чему" и сбивающихся, ввиду
этого, с пути революционной работы. Никто так едко не издевался над этой деляческой
болезнью, как Ленин. "Узколобый практицизм", "безголовое
делячество" - так третировал эту болезнь Ленин. Он противопоставлял ей обычно
живое революционное дело и необходимость революционных перспектив во всех делах
нашей повседневной работы, подчёркивая тем самым, что беспринципное делячество
столь же противно подлинному ленинизму, сколь противно
"революционное" сочинительство.
Соединение русского
революционного размаха с американской деловитостью - в этом суть ленинизма в
партийной и государственной работе.
Только такое соединение даёт нам
законченный тип работника-ленинца, стиль ленинизма в работе.
Эпилог или выводы.
Общий вывод состоит в том, что:
1)Современная левая оппозиция и в частности самая большая
ее часть - Коммунистическая Партия Российской Федерации не является коммунистической
по своей сути и повторяет курс II
Интернационала.
Являясь
оппортунистической партией, она делает все возможное для погашения
революционных настроений в Российской Федерации, разочаровывая население,
прежде всего в идее коммунизма, тем самым защищая и укрепляя сегодняшнюю
власть.
Причины
данного вывода приведены выше и являются неопровержимым доказательством
вредности Коммунистической партии Российской Федерации..
2) Так
же как и партии II Интернационала, Коммунистическая Партия Российской Федерации
не имеет представлении о методе, заслоняясь избирательной борьбой и фикцией деятельности парламентской
фракции в Государственной Думе, не хотят думать серьёзно о революции, о диктатуре
пролетариата, о революционном воспитании масс.
3) Парадоксально, но современная
Коммунистическая партия не имеет теории. Ее название всего лишь бренд – словно
марка дешевого французского вина под
красивой этикеткой. А вкус то плохой!
Так и КПРФ - красивая обертка, а
основы – теории нет. Она отказалось от таковой «якобы из-за ее не
продуктивности»
4)В настоящее время
крестьянского вопроса как вопроса не существует. Так как класса крестьянства не
существует. Колхозы и Совхозы - основанные на крестьянских традициях в основном
расформированы.
Фермерство, призванное заменить
колхозы и совхозы, является эксплуатирующим элементом и как элемент ведения
сельского хозяйства не приживется на территории постсоветского пространства
из-за нарушения многовековых традиций последнего.
5)Россия – многонациональное
государство. На ее территории более 100 народов и народностей.
Превозношение русской
национальности как доминирующей, является моральным угнетением малых народов и
народностей и основой ненависти по отношению к русскому народу.
6) КПРФ переоценивает значение
легальных форм, считая их чуть ли не единственными. Едва ли нужно доказывать,
что в такой период и при таком понимании задач не может быть ни цельной
стратегии, ни разработанной тактики.
7)Партия не может быть
действительной партией, если она ограничивается регистрированием того, что
переживает и думает масса рабочего класса, если она тащится в хвосте
8) "Коммунистическое
чванство – является не объемлемой частью сегодняшнего члена КПРФ.
9) «Основы ленинизма есть суть
марксистко-ленинской идеологии, считаю,
что изучение фундаментальной работы И. В. Сталина может ответить на многие не
раскрытые вопросы современной политической ситуации в России, предотвратить
возможные ошибки при оценке марксистко-ленинской идеологии как науки.
Пионер.